ПРОДОЛЖЕНИЕ СТАТЬИ

Благородство функциональных структур
Мы сейчас отметили, что рассудочные ФС неблагородного происхождения. Почему?
Благородство любой ФС зависит от ее способности обеспечивать выживаемость живого организма, что может быть сказано так — от способности обеспечивать определенное благо и возможности совершенствовать эти способности. Благом для живых существ является то, что позволяет им жить. В обобщенном виде — жизнь для них и есть благо.
Благородство ФС будем далее определять благородством ее происхождения и степенью духовности каждого из трех своих компонент, так как возможности обретения блага обычно осуществляются началами, обладающими той или иной духовной силой, то есть обеспечивающими приобщение к истине.
В ФС первый компонент — это обычно мысль. Мысли эти представляют собою либо безусловные рефлексы, либо условные рефлексы, либо рассудочные мысли, либо мысленные модели раздражителей. Они действительно различаются по своему благородству, то есть способности обеспечивать организму необходимое жизненное благо. Еще в качестве первых компонент ФС могут быть использованы психологический компонент, то есть чувства, а также духовный компонент. Рассмотрим их.
Благородство безусловных рефлексов определено генетическим материалом, полученным индивидуальной особью по наследству при появлении на свет. Этот материал прошел через естественный отбор, и этот факт определил благородство инстинктов или безусловных рефлексов, лежащих в основе соответствующих фФС. Безусловные рефлексы благородны, потому что они верно отражают определенные внешние условия существования, что позволяет особи выживать и в дальнейшем давать потомство.
Половой инстинкт прошел не через естественный отбор, а через половой, поэтому сравнивать степень благородства половой ФС и фФС прочих инстинктов напрямую сложно. Первым компонентом пФС являются не мысли, а чувства, а мысли и чувства действительно трудно сравнивать между собой. Но половой отбор не направлен на то, чтобы правильно отражать внешние условия и способствовать тем самым выживаемости особи. Половой отбор дает особи только преимущество в участии в половом размножении. пФС направляет особь не к благу, а к красоте. На этом основании можем все-таки заключить о недостаточности благородства полового инстинкта, пФС.
пФС дает благо для будущих поколений особей вида, но делает это за счет лишения блага родительского поколения. Конечно, половое влечение не является причиной смертности живых существ, но оно сводит смысл всей жизни живого организма только к реализации возможности оставить потомство любой ценой. Половое размножение есть благо для рода, но не для живого существа. Вместо блага жизни пФС подсовывает животному наслаждение.
Мысли, представляющие собою условные рефлексы, сформировались на основе благородных безусловных рефлексов, преобразованных в новые мысли при активном воздействии на них духовного компонента фФС. Духовный компонент приводит к формированию мысли, более точно отражающей внешнюю действительность, что позволяет животному удовлетворить свои жизненно важные потребности более успешно и поэтому стать более приспособленным, выжить и преодолеть естественный отбор. На этом основании можно заключить о том, что степень благородства условного рефлекса выше, чем безусловного, так как он более совершенен применительно к определенным внешним условиям.
Рассудочные мысли, то есть такие, которые возникли путем произвольного комбинирования условных рефлексов и других рассудочных мыслей, оказываются не столь благородными, как эти условные рефлексы, потому что процесс комбинирования исходных мыслей осуществляется сам собой, то есть без использования духовного компонента ФС. Духовный компонент, как мы знает, совершенствует мысль при помощи формирования мысли, более точно отражающей внешнюю действительность. Под воздействием духовного компонента из безусловных рефлексов формируются более благородные условные рефлексы. Но когда условные рефлексы произвольно комбинируются друг с другом лишь в силу способности мыслей к комбинированию, то полученная рассудочная мысль становится менее благородной, чем каждый из вошедших в ее состав условных рефлексов. Это происходит потому, что условные рефлексы повышают приспособленность организма только по отношению к определенным внешним условиям, и поэтому комплекс таких рефлексов будет благотворен, если также повторится и комплекс соответствующих внешних условий. Но внешние условия комбинируются между собой не в произвольном порядке, а в соответствии со своей природой, то есть по определенным законам. Поэтому между рассудочной мыслью и внешней действительностью чаще всего бывают нестыковки. Согласие между ними редко и является случайным. (Здесь можно увидеть аналогию с генетическими мутациями, большинство из которых неблагоприятны и не повышают специфическую адаптированность живого существа, но все же встречаются такие мутации или их комплексы, которые делают живой организм более приспособленным к новым условиям.)
Поскольку рассудочные мысли столь произвольны, то по степени своей способности приносить животному благо и удовлетворять необходимые потребности они в большинстве случаев оказываются менее благородными, чем безусловные рефлексы, и приближаются в этом отношении к половому инстинкту. Рассудочные ФС чаще влекут человека не к благу, а к красоте. Многочисленные рФС человека начинают доминировать и своей инерционностью вытесняют благородные фФС, тормозят их экзогенно. Эта особенность рФС приводит к тому, что даже условные и безусловные рефлексы оказываются неспособными обеспечить человеку необходимую выживаемость, приспособленность к внешним условиям. Человек чувствует себя вытесненным из Рая.
Как можно сравнить благородство фФС, основанных на мыслях-рефлексах с ФС_ор? ФС_ор более благородна, так как у нее чертами духовности обладаю и первый, и третий компоненты. Результатом ее активности является мысленная модель раздражителя. Благородство этой мысленной модели выше благородства мыслей-рефлексов, так как она порождена более благородной ФС. Мысль-модель отражает объективную истину о раздражителе, а не субъективную, ограниченную какой-либо потребностью организма.
Но животные не могут использовать столь благородную мысль-модель, если не привяжут ее к какому-либо рефлексу, и это обстоятельство накладывает предел дальнейшему росту благородства их мыслей.

Разумная функциональная структура (ФС_Р)Итак, мы сказали, что разум помогает человеку справиться с проблемами, создаваемыми его рассудком. Для этого человеку понадобилась такая ФС, благородство которой выше, чем благородство даже ФС_ор. Назовем эту функциональную структуру разумной и обозначим как ФС_Р.
Почему разумной? Потому что она обусловлена стремлением человека к объективной истине.
Почему такого стремления нет у животных? Потому что у них нет необходимости противостоять многочисленным рассудочным мыслям. Им достаточно ФС_ор, чтобы получить истину для того, чтобы понять, какое благо можно из него извлечь или какой беды избежать. А человеку нужна ФС_Р, чтобы получить истину и разобраться со своими запутанными рассудочными мыслями, полными фантазий. То есть, для ФС_Р мысли-модели раздражителей могут быть интересными даже в том случае, если они не связаны ни с каким благом.
Благодаря ФС_Р человек перешел тот порог, который не могут перейти животные при помощи их самой благородной ФС_ор. Человек становится разумным, когда вместо ФС_ор он использует ФС_Р, а именно, когда разбирается со своими мыслями, то есть сам с собой, когда познает себя. В этом смысл слов «познай самого себя».
Стремление к истине ФС_Р сильнее, чем любопытство, порождаемое ФС_ор, поэтому духовная сила первого компонента ФС_Р сильнее, чем у ФС_ор.
У людей мы можем видеть иное отношение к результатам работы ФС_ор. Они нас интересуют по той причине, что представляет собою объективную модель раздражителя, не привязанную ни к какой иной потребности человеческого организма. У человека есть потребность познавать мир объективно, таким, какой он есть, а не относительно своих биологических или даже социальных потребностей. Человека, в отличие от животных, интересует объективная, а не субъективная истина.
Разумный человек специальными приемами стремится поддерживать в себе ориентировочную реакцию, чтобы дать ей возможность чаще пробиваться через стену рассудочных мыслей и уже накопленных знаний. Сократ это делал при помощи утверждения «я знаю, что ничего не знаю».
Сократ не хотел этим сказать: «Знать ничего не знаю и знать не хочу!» Он имел в виду «я знаю, что ничего не знаю, а потому хочу все знать».
Эта фраза Сократа поддерживала в нем ориентировочную реакцию, не позволяла ей угаснуть, даже если раздражитель индифферентен или не нов. Человеку, стремящемуся к истине, такая установка помогает познавать и делать новые открытия, а не гасит его пыл перед бесконечной тайной мироздания, не порождает страха, а позволяет испытывать радость от совершения каждого шага, приближающего к этой тайне. Усиленная ориентировочная реакция при этом становится ориентировочно-исследовательской деятельностью.
Не выпускать модели нейтральных раздражителей из области сознания человеку позволяет также его речь. Чтобы извлекать модели индифферентных раздражителей из своеобразного небытия, человек использует язык. Мысли-модели обозначаются словами, формируя определенные понятия. В результате у человека сформировалась вторая сигнальная система (по И. П. Павлову).
Стремление к истине, которое обеспечивает ФС_Р, заставляет человека комбинировать получаемые разумные мысли так же, как в действительности комбинируются между собой соответствующие им раздражители. Но в отличие от рассудочных комбинаций, мы не слепо им доверяем, а относимся к ним как к гипотезам, то есть утверждениям, требующим проверки. Это и есть ориентировочно-исследовательскую деятельность. Стремление к истине побуждает людей познавать все более и более глубокие истины и наращивать свое познание окружающего мира, открывая управляющие им законы. (Появляются и законы комбинирования мыслей — законы логики.)
Видим, что ориентировочно-исследовательская деятельность планируется человеком осознанно. Это отличает ее от ОР, которая запускается инстинктивно.
Поскольку потребность в истине не природная, не от рефлексов, то люди сами должны поддерживать это стремление в самих себе и воспитывать в других людях как при личном общении, так и через культурные ценности. Отсюда важность и призыва «познай себя», известного с времен Древней Греции. Если ребенок не будет расти в человеческом обществе, то он не сможет стать разумным человеком.
Разумная любовьКак ФС_Р связана с любовью, развивающей способности?
Активность третьего, духовного компонента фФС мы определили как физиологическую любовь, поскольку именно его активность совершенствует способности данной ФС. Но у ФС_Р не только третий, но и первый компонент оказался духовным, то есть он тоже совершенствует способности человека выживать через специфическую адаптацию к внешней среде. А раз так, то первый компонент ФС_Р тоже проявляет себя как любовь, но только это уже не физиологическая любовь, а разумная любовь.
И в отличие от физиологической любви, разумная любовь направлена не на совершенствование только одного определенного безусловного рефлекса при помощи условных рефлексов, а служит человеку для совершенствования всего своего внутреннего мира, чтобы он не наполнялся обилием рассудочных мыслей. Противостояние рассудочным мыслям при помощи разума является познанием самого себя. И это познание самого себя будем называть разумной любовью к самому себе.
Поскольку суть той или иной ФС определяется ее первым компонентом, то всю ФС_Р можно называть разумной любовью к себе. В ФС_Р влечение и любовь совпадают в своем источнике, потому что уже ее первый компонент нацелен на развитие человека, а не на обретение блага. Уже первый компонент духовен, ориентирован на истину. А вот фФС хотя и может проявлять себя как физиологическая любовь, но назвать ее саму в целом как физиологическая любовь нельзя, так как здесь любовь порождается только тогда, когда действует третий компонент, а не первый.

Духовность в живомПодведем итог тому, что мы узнали о духовности животных и человека.
Духовная сила обеспечивает выживаемость живого существа через связь с истиной. Приближение к истине — это духовный рост; он реализуется при помощи функциональных структур. ФС состоят из трех компонент. Первый компонент определяет для ФС цель и алгоритм ее достижения. Второй оказывает необходимую помощь первому в достижении цели, если тот сам не справляется. Третий компонент по итогу работы первых двух компонентов осуществляет совершенствование цели и алгоритма ее достижения.
Духовность, духовная сила, то есть связь с истиной, различных видов ФС проявляется по-разному:
пФС обладает минимальной духовностью, и она не заботится о выживаемости особи самой по себе, безотносительной к половому размножению.
фФС позволяют открывать особи субъективную истину, повышая ее специфическую адаптированность к внешней среде, формируя условные рефлексы.
ФС_Р позволяет человеку познавать объективную истину, очищая его внутренний мир от иллюзорных мыслей и еще более адаптируя к среде, развивая человеческий разум.
Всякая деятельность (сила), приближающая нас к истине — это духовная деятельность (сила). И физиологическая любовь, и разумная любовь порождаются духовными началами живого существа. Физиологическая любовь обеспечивается при помощи фФС, а точнее — при помощи активности третьего компонента ФС. Именно он является здесь духовным компонентом. И этот компонент срабатывает только после того, как завершат свою активность первые два компонента — в этом, в частности, проявляется подчиненность духовного начала у животных физиологическим потребностям. Поэтому та истина, которая оказывается доступной при физиологической любви, является субъективной.
Духовное начало у человека может быть более свободным, так как оно обеспечивается не активностью одного из компонентов фФС, а специальной ФС, которую мы обозначили как разумная ФС_Р. При ее помощи человек может познавать не субъективную истину, а объективную. ФС_Р вся целиком направлена на познание истины, потому что в ней не только третий компонент духовен, но и первый, то есть тот, которым определяются цели ФС. Здесь влечение и любовь совпадают в своем источнике, потому что уже первый компонент ФС_Р нацелен на развитие человека, а не на обретение блага.
Физиологическая любовь способствует совершенствованию только одной конкретной ФС.
Разумная любовь совершенствует весь внутренний мир человека и повышает адаптированность путем познания им объективной истины. Разумная любовь есть только у человека.

Духовная функциональная структура (ФС_Д)Рассматривая ФС_Р, мы познакомились с ФС, у которой уже два духовных компонента — первый и третий. Напрашивается вопрос, а может ли быть такая ФС, у которой все три компонента духовные? Обнаружив ФС, еще более насыщенную духовностью, более благородную, чем ФС_Р, мы, может быть, столкнемся с новым видом любви, развивающей способности человека еще в большей степени?
Мы могли бы назвать ее духовной ФС и обозначить как ФС_Д.
Поскольку в ФС_Д все компоненты духовные, то можно сказать, что в духовном плане это самая совершенная ФС, что еще более благородной, то есть более духовной быть не может.
Что еще можно было бы сказать о такой ФС?

Вспомним, что духовность, духовная сила, есть связь с истиной, и эта связь в различных видах ФС проявляется по-разному: фФС одним духовным компонентом позволяют особи открывать и использовать субъективную истину, а ФС_Р, наделенная двумя духовными компонентами, позволяет человеку познавать объективную истину.
А как могла бы проявляться связь с истиной у ФС_Д?
Поскольку это наиболее духовная ФС, то и связь с истиной у нее максимальная. То есть, можем сказать, что ФС_Д связана с истиной тем, что она порождает новые истины.
Совершенную трехкомпонентную духовную структуру мы действительно находим в христианском религиозном учении — это Святая Троица. Троица — это единый Бог, и потому Она и истины может создавать.

Духовную активность мы выше связывали с любовью и таким образом выявили физиологическую любовь и любовь разумную. Первая связана с фФС, вторая — с ФС_Р. А есть ли любовь, связанная с ФС_Д?
Видимо есть, во всяком случае в христианском учении Бог есть Любовь.
Мы знаем еще, что физиологическая любовь совершенствует определенную рефлекторную способность животного, а с помощью разумной любви человек совершенствует свой внутренний мир целиком, освобождая от рассудочных мыслей. А в чем проявляется любовь, связанная с ФС_Д? (Назовем ее духовной любовью.)
Существо, проявляющее такую любовь, совершенствует духовные способности не свои собственные, а духовные способности других существ. То есть духовная любовь — это любовь не к себе, а к другому существу, наделенному духовностью.
Мы, люди, склонны считать, что подлинная любовь есть та, которой ты любишь не себя, а другого. Такая подлинная любовь может порождаться активностью ФС, у которой все три компонента проявляют признаки духовности.

В общем, мы обнаруживаем немало сходства в том, как христианство понимает любовь и Троицу, с тем, к каким представлениям о духовной природе любви мы подошли.
Можно еще отметить, что любовь Троицы проявляет себя не в том, что три Ипостаси объединены и представляют собой единого Бога, а в том, в чем мы принимали за суть любви в данной работе — в развитии способностей особей выживать, в духовном совершенствовании. Какой-либо особой силы, объединяющей Ипостаси в едино Бога, как нам кажется, не требуется, как не потребовалось нам сейчас при обсуждении любви размышлять о том, каким образом три компонента оказываются в единой функциональной системе. Мы учитывали только то, как эти компоненты проявляют себя, и связывали любовь с тем компонентом или с теми компонентами, которые начинали проявлять в себе духовные качества, то есть свою связь с истиной. Поскольку в Троице все Личности Бога духовные, то всю Ее целиком или единого Бога можно действительно считать Любовью.
Первый Ипостась, Отец, нацеливает Троицу на духовную любовь, Вторая, Сын, организует реализацию этой любви в действии, а Третья, Святой Дух, — совершенствует Божий замысел.
Объединяет Троицу в единого Бога истина. Бог есть Истина, а абсолютная истина одна.

В христианской религии считается, что Бог может любить и Сам Себя. Если бы Бога нельзя было представить в образе Троицы, то трудно было бы понять, каким образом Бог мог бы любить Себя духовной любовью, то есть самой совершенной. Поскольку духовная любовь — это любовь не к себе, а к другим, то любовь к Себе Бога оказалась бы уже не духовной, а значит, не была бы совершенной.
Но поскольку Бог — Троица, то любовь Бога даже к Себе остается духовной, так как каждая Ипостась имеет возможность направить любовь не на Себя, а на другие Ипостаси, при этом это все равно будет оставаться любовью Бога к Себе.

Действие любви как силы, совершенствующей способности живых организмов выживать, не вызывает дополнительных вопросов, ведь действительно, живые существа несовершенны, а значит, их можно сделать совершеннее. А вот совершенствование способностей Бога может насторожить, ведь зачем Его надо совершенствовать, если Он уже совершенен? Зачем тогда в любви Бога к Себе нужен Святой Дух, совершенствующий первую Ипостась? Ответ может быть такой — Святой Дух делает Троицу вечной.
И действительно, забота о повышении выживаемости живого существа, которая всегда проявляется при активности третьего компонента ФС даже у фФС, на уровне Троицы, третьей Личностью которой является Святой Дух, становится совершенной, то есть Святой Дух обеспечивает абсолютную выживаемость, то есть вечность.
Первый компонент ФС у живого существа обеспечивает цель ее деятельности, и в Троице Отец, как Первая Личность в Ней, задает самую совершенную цель (добродетель) — духовную любовь.
Второй компонент ФС, психологический, всегда приходит на помощь для достижения ФС той цели, которая определена ее первым компонентом. В Троице Второй Личностью является Сын, Христос, и Он всегда исполняет волю Отца. Он же практически доносит эту духовную любовь Бога к людям.

Недостатки разумной функциональной структуры (ФС_Р)Таковой представляется духовная любовь Святой Троицы. А что у человека? Если у нас такая любовь? Нужна ли нам она или достаточно разумной любви? Любовь человека к себе при помощи ФС_Р — это не эгоистическое влечение, не себялюбие, противное духовности. Если каждый человек будет стремиться развивать себя, разве не будет всем от этого хорошо?
Человек не может выживать так же, как выживает животное на основе рефлексов. Для него есть особое необходимое нематериальное благо — стремление к объективной истине. Но это стремление человек не может обеспечить себе лишь стремлением к «истине для себя» — она уже не будет объективной истиной.
Наша разумная любовь к себе не является совершенной любовью, так как второй, психологический компонент ФС_Р еще не наделен чертами духовного начала. Любя лишь себя и свое, люди легко переключаются на блага, которые зависят от обретенных знаний, отступают от стремления к истине и духовного очищения. Человек эмоционально может остановиться на достигнутом духовном результате, и тогда стремление к истине станет лишь стремлением к знаниям, используемым для обретения жизненных благ, а не для духовного роста.
Начав вновь стремление к благам, люди открывают себе путь к следующим отступлениям от истины начинают лгать друг другу, чтобы обманом завладеть благами.
Поскольку они уже не стремятся к истине, то начинают свою ложь сами воспринимать за правду. Так это болото, в котором множатся наиболее скверные рассудочные наслоения, засасывает людей. Цветущий оазис светлых мыслей превращается в топкий омут, если люди перестают работать над совершенствованием своего внутреннего мира, освобождать его от своих вольных и невольных фантазий.
Любя только себя, человек вредит себе, так как незаметно теряет разум.
Не делать этот шаг в сторону от истины позволяет любовь человека к другим людям. Духовная любовь не позволяет разуму человека повернуть на неверный путь.

Любовь человека к другим людям (ФС_Др)Чтобы недостатки ФС_Р не проявляли себя, необходимо сделать духовным и тот компонент, который еще остался недуховным — надо основательно усовершенствовать психологический компонент.
Как это можно сделать? Для этого надо любить не только себя, но и других людей.
Почему любовь к другим совершенствует второй компонент таким образом, что придает психологическому компоненту черты духовного?
Мы знаем, что природа второго, психологического компонента всякой ФС состоит в том, чтобы оказывать помощь первому компоненту. Первый компонент определяет задачу, а второй помогает ее решить, когда у первого это не получается. Какая бы задача ни поступила от первого компонента, второй, не «задумываясь», спешит на помощь первому. Это может быть то ли задача достичь какое-либо благо (фФС), задача насытиться наслаждением (пФС), создать нейронную модель неизвестного раздражителя (ФС_ор), познать объективную истину (ФС_Р), но во всех случаях второй компонент ФС никогда сам не определял ее. Он всегда относился к поступавшим задачам как к некоторым «очевидным» истинам, как к аксиомам, не требующим доказательств и размышлений лишь потому, что они очевидно исходили от первого компонента. На первом компоненте лежала ответственность за принятое решение.
Но мы можем создать такую ФС, в которой второй компонент вполне так поступить не может, потому что первый компонент этой ФС «говорит» ему так: «Исполняй истину, исходящую от другого человека, а не от меня». И второй компонент опять слушает первый и подчиняется, но оказывается теперь вынужденным всматриваться во внутренний мир другого человека и искать там некую истину, которую будет помогать реализовывать, и развивать уже не свои способности, а другого человека, а также поможет ему выживать.
Этот поворот в деятельности второго компонента приводит к тому, что он перестает быть классическим, а обретает черты духовного начала — он уже не получает готовую истину, а ищет ее; ему приходится самому разбираться в том, что истина, а что нет.
Назовем такую ФС функциональной структурой любви к другому и обозначим как ФС_Др. А. А. Ухтомский подобную структуру назвал «доминантой на лицо другого». [2, с. 150] С его точки зрения такая доминанта спасает человека от его Двойника. [2, с. 354–355] Мы же отмечаем, что ФС_Др позволяет человеку не сходить с пути самосовершенствования, что означает то же самое, о чем говорил А. А. Ухтомский.
Поскольку классический второй компонент в соответствующих ФС не задумывался над истинностью того, что он получал, то он помогал своему первому компоненту в исполнении не только достойных целей, но и ложных, если ФС оказывалась неблагородной. Но в ФС_Др или в упомянутой доминанте А. А. Ухтомского он по наставлению первого компонента старается разбираться сам, ищет то, что более истинно, что защищает и развивает другого человека. Здесь он начнет ориентироваться на лицо, то есть на личность другого человека, на духовную сущность этого человека, а не на его капризы.
Приобретение вторым компонентом связи с истиной, то есть духовных черт, приводит к тому, что ФС_Др порождает благородство уже не мыслей, а чувств.
Разум человека не настолько устойчив, чтобы не поддаваться соблазнам. Ему необходима помощь. Надо чтобы стремление к истине шло у человека не только от разума, но и от благородного сердца. И такой помощник — ФС_Др.

Совмещение любви к себе и любви к другим (ФС_Р + ФС_Др)Влечение человека к истине с целью духовного совершенствования (ФС_Р) имеет, видимо, то же значение, что и в христианской религии любовь человека к Богу. А у духовной любви человека к другим людям (ФС_Др) значение аналогично значению христианской любви к ближним. И мы видим, что в религии любовь человека к Богу и любовь к ближним не существуют полноценным образом друг без друга. Подобным образом разумная любовь и духовная любовь у человека должны существовать в единстве. И для этого есть следующие основания.
Стремление к истине у человека — не дар природы (не результат естественного отбора, зафиксированный в генах). Оно не заложено в каком-то инстинкте. Оно воспитывается в человеке в процессе его роста и развития в культурном человеческом обществе. Чтобы ребенок начал тянуться к истине, чтобы научился любить себя разумной любовью, необходимо, чтобы его любили окружающие его взрослые. Любили, развивая духовные способности. И позже, чтобы углубить свое духовное развитие, человек должен начать сам любить других людей, помогать им расти и духовно развиваться.
Разумная и духовная любовь — два человеческих вида любви, которые не могут существовать друг без друга в ряду сменяющихся поколений людей.
Можно написать в виде формулы что такое духовная любовь человека:
ФС_Д человека = ФС_Р + ФС_Др .

Совместив в своем внутреннем мире ФС_Р и ФС_Др, человек делает еще один качественно новый шаг в своем духовном развитии — открывает перед собой новые, возможно, безграничные просторы. Совмещенная любовь человека максимально приближается к любви Троицы, в которой все три Ипостаси духовные.
Совмещая ФС_Р и ФС_Др, мы формируем в себе ФС_Д, и освобождаемся от экзистенциального одиночества, как бы сливаемся со всем миром, становимся беспредельными не только с пространственном, но и во временном смысле. Мы ощущаем свое единство и со всеми прошлыми поколениями людей, и со всеми будущими. Человек с ФС_Д понимает, что ему помогает вся накопленная духовная сила поколений человечества всех прошедших веков, и он чувствует свою ответственность перед всеми будущими поколениями.

Полноценное стремление к истине и духовности открывает человеку те факты, что он сам, один, никогда не мог бы достичь тех духовных вершин, которые удалось достичь, а также то, что существуют еще большие вершины, которые он как смертный, сам не достигнет никогда, но он может помочь это сделать другим людям, если проявит в отношении них максимально духовную доступную ему любовь.
Поддержкой духовной любви человеку может служить его благодарность далеким и ближайшим предкам, вклад которых в духовную культуру общества позволяет каждому из нас становиться и разумным и духовным существом. Благодарному человеку всегда хочется ответно отблагодарить своих духовных благодетелей, но жизнь так устроена, что их уже нет среди живых. Поэтому благодарный порыв ответной любви человек направляет на воспитание своих потомков. И с этой целью ему приходится духовно воздействовать и на ФС своего полового влечения, облагораживать, преобразуя ее таким образом из влечения к наслаждению в половую любовь.

Половая любовь (ФС_Р + ФС_Др + пФС)Сейчас принято половую любовь брать за образец для понимания всякой иной любви, но это ошибочный путь. Образцом для понимания любви должна быть не самая сложная, а самая совершенная любовь — духовная любовь, нацеленная на развитие духовных сил другого человека; через нее мы сможем понять более сложную половую любовь и настроиться на ее осуществление.
Почему половая любовь сложная? Потому что нет такой целостной функциональной структуры, которая порождала бы половую любовь. Есть ФС полового влечения, рассмотренная выше и обозначаемая как пФС, но она не приводит ни к разумной любови, ни к духовной. Она даже с физиологической любовью связана ненадежным образом.
Исправить ситуацию может соединение полового влечения с духовной любовь. Развитой половой любовью можно считать отношения людей, которые помимо полового влечения испытываю друг к другу духовную любовь.
Духовная любовь человека есть сочетание разумной любви человека к себе и другим людям, то есть ФС_Р + ФС_Др. И о половой любви можно говорить, если это сочетание применить к половому влечению партнеров друг к другу. При этом половое влечение должно помогать духовной любви, а не противостоять ей.
Формула половой любви может быть записано так: ФС_Р + ФС_Др + пФС .

Если пФС в нашем внутреннем мире вызревает сама собой, то ФС_Р и ФС_Др требуют наших особых усилий и времени. И обычно пФС начинает проявлять себя прежде, чем сочетание ФС_Р и ФС_Др во внутреннем мире человека достигнет необходимой зрелости. Поэтому вместо духовной любви важно сочетать половое влечение хотя бы с дружескими отношениями к партнеру.
Дружба — это начальный этап процесса, в котором происходит формирование ФС_Д человека, то есть это практический этап на пути формирования духовной любви. Поэтому за отношения любви между половыми партнерами можно принимать отношения дружбы между ними.
Но надо понимать, что дружба сама по себе возникает не из половых отношений. Поэтому, чтобы отношения стали половой любовью, надо чтобы между партнерами было не только половое влечение, но и дружба. Или по крайней мере необходимо, чтобы еще до половых отношений каждый из партнеров имел опыт если не духовной любви, то хотя бы дружеских отношений с другими людьми, а не быть человеком, страдающим от одиночества и мечтающим о Влюбленности как о большой любви.

Через половую любовь человек старается свое половое влечение, свою пФС, одухотворить, осознанно направляя его не только на получение наслаждения, но и совмещая с рождением и воспитанием потомства, а также с дружеским и даже духовным отношением к партнеру.

ЗаключениеИзложенный материал позволяет сделать вывод о том, что представления о любви как развивающей силе хорошо обосновывается данным, полученными физиологией высшей нервной деятельности.
Приведенная классификация видов любви позволит специалистам различных научных направлений ориентироваться в определении объектов исследования, точнее различая любовь от влечений и влюбленности, которые любовью не являются.
Достигнуто сходство представления о сути любви и ее видах с представлениями о любви в христианской религии, что позволяет сблизить религию и науку.
Несмотря на определенную стройность и логичность статьи, прошу относиться к изложенным в ней мыслям как к научным гипотезам, требующим проверки и совершенствования, а не как к окончательным знаниям.

Список использованной литературы:1. Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы : избр. тр. / Отв. ред. Ф. В. Константинов, Б. Ф. Ломов, В. Б. Швырков; АН СССР, Ин-т психологии. М.: Наука, 1978. 399 с.
2. Ухтомский А. А. Доминанта. Статьи разных лет. 1887–1939. СПб.: Питер, 2002. 448 с.

© Панкратов Н.Н., 2024

Made on
Tilda