ПАНКРАТОВ Николай НиколаевичВ Сборнике статей по итогам Международной научно-практической конференции 27 февраля 2024 г
ПРОРЫВНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПРЕДЕЛЫ И ВОЗМОЖНОСТИ (ami.im) Стр. 14-38
Панкратов Н.Н.
индивидуальный предприниматель,
ИП Панкратов Николай Николаевич,
г. Москва, РФ
НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПОНИМАНИЯ ЛЮБВИ КАК ДУХОВНОЙ СИЛЫ, СОВЕРШЕНСТВУЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ЖИВОГО СУЩЕСТВА ВЫЖИВАТЬ//Прорывные научные исследования: проблемы, пределы и возможности: Сборник статей по итогам Международной научно–практической конференции (Новосибирск, 27 февраля 2024г.). – Стерлитамак: АМИ, 2024. – 14-38 С.
АннотацияДля нас, людей, тема любви всегда актуальна, и углубление нашего познания ее сути имеет большое значение. В данной работе излагается понимание любви, которое удалось извлечь из достижений современной науки о высшей нервной деятельности. Любовь представляется не как сила, что-либо объединяющая, а как духовная сила, совершенствующая способности живых существ выживать. В результате дается и обосновывается классификация видов любви. Фиксируется близость указанного понимания любви ее пониманию в христианской религии.
Ключевые словаРазум, духовность, суть любви, влечение, классификация видов любви, функциональные структуры в нервной деятельности, триединство.
Определение любвиВ современном мире распространенно понимание любви как страстного и эмоционально наполненного стремления к достижению единения с объектом влечения, но мы здесь будем придерживаться иного ее определения, согласно которому суть любви заключается в развитии способностей живого индивидуального существа. Такое понимание любви представляется более правильным и, несмотря на кажущуюся необычность и явное отличие от принятого восприятия любви как объединяющей силы, оно согласуется с пониманием любви, которое Платон пытался донести до читателей в своем произведении «Пир», и которое он вложил в речь, высказанную Сократом. Сократ в начале вроде бы согласился со всеми, что любовь — это влечение к красоте или к благу, а потом все-таки поправил, что не это следует понимать под любовью, так как любовь представляет собой процесс порождения в красоте. Что порождается таким образом? Порождается некая добродетель, более совершенная способность живого существа обретать необходимые ему жизненные блага. То есть, если имеет место успешно завершившееся влечение, но оно не привело к порождению новой способности, то его не следует называть любовью. Мы будем называть влечением, а не любовью.
Итак,
любовь — это не связующая сила, а
развивающая сила, совершенствующая жизненные способности биологического существа.
Объяснить убедительно верность такого понимания любви Платону не удалось, и критика, заложенная в речи Сократа в адрес иных представлений, не возымела действия. Преобладающим пониманием сути любви осталось представление, что любовь есть объединяющая сила, а следовательно, то же самое, что влечение.
Мы постараемся объяснить представления о любви как развивающей силе при помощи данных, полученных физиологией высшей нервной деятельности.
Физиологическая функциональная структура (фФС)Ныне известно, что способности, полученные животным от рождения и называемые инстинктами или безусловными рефлексами, в процессе индивидуального развития живой особи совершенствуются за счет формирования условных рефлексов.
Рефлексы существуют не сами по себе, а представляют собою одну из форм проявления активности
функциональных структур в нервной системе организмов животных и человека.
Можно считать, что функциональные структуры — это те же объекты в нервной системе, которые П. К. Анохиным были обозначены как функциональные системы [1, с. 128]. Им были рассмотрены и элементы или части, из которые эти системы сформированы. Но мы в этих системах будем далее выделять компоненты иным образом, и поэтому немного иначе будем их называем — не функциональные системы, а функциональные структуры.
Каждая функциональных структур (
ФС) состоит из трех компонентов:
физиологического,
психологического и
духовного. В зависимости от того, какой из этих компонент активен, ФС проявляется либо как
рефлекс, либо как
доминанта, либо как
физиологическая любовь.
Рефлекс — быстрая и определенная (специализированная) реакция живого организма на внешний раздражитель, направленная на достижение физиологически благоприятного (значимого) результата. Рефлекс реализуется за счет
мысли, то есть за счет связи нейронов, осуществляющейся через синапсы. Эти связи сформировались либо на основе генетической информации, полученной при рождении, либо в результате прижизненной специфической адаптации живой особи к условиям внешней среды. Эта
мысль-рефлекс и представляет собою первый компонент ФС.
Если среда обитания организма животного изменилась, то его рефлексы могут продолжать проявляться, но при этом физиологически благоприятные результаты не будут ими достигаться. Это означает, что ФС, сработавшая при предъявлении раздражителя при помощи только своего первого компонента как мысль-рефлекс, не получит результата, который в этой мысли был зафиксирован. А поскольку нужный результат оказался недостигнутым за счет действия первого компонента, то ФС продолжает свою активность, запуская работу второго компонента — психологического. Психологический компонент заключается в том, что работа нейронов начинает определяться не только их синаптическими связями, но еще и гормонами, воздействующими на нервные клетки из окружающей их среды, а также ретикулярной формацией. Когда начинает действовать второй компонент ФС, то ее активность проявляется не как рефлекс, а уже как доминанта, то есть активны не только мысли, но и
чувства и другие психологические переживания, именуемые эмоциями.
Таким образом доминанта (чувство) позволяет продлить активность ФС даже тогда, когда нет подходящих условий для продолжения деятельности ФС в качестве рефлекса.
Проявление ФС в форме доминанты характеризуется еще и тем, что доминирующая ФС оказывает тормозящее воздействие на активность других ФС, то есть не позволяет срабатывать другим рефлекторным реакциям организма. (Это явление называется
экзогенным торможением различных ФС со стороны доминирующей ФС.) Доминирующая ФС продолжает действовать сама, хотя рефлекс и не приносит результата, — действует по
инерции.
Такое доминирование одной ФС может продолжаться до тех пор, пока во внешней среде не сложатся такие обстоятельства, что физиологически значимый результат, определенный первым компонентом ФС, будет достигнут, то есть пока условный рефлекс не получит должного подкрепления. После получения подкрепления доминирование данной ФС прекращается, так как связанная с ней физиологическая потребность оказывается удовлетворенной, задача выполненной. (Это называется
эндогенным торможением доминанты ФС.)
Может показаться, что после того, как прекратится доминирование ФС путем ее эндогенного торможения, активность этой ФС совершенно прекращается и она, лишившись инерционности, уступает место в нервной системе для активности каких-либо других ФС. Но на самом деле это не так — ФС продолжает действовать, но теперь использует для этого свой
третий, духовный компонент. Действие третьего компонента проявляется в том, что образуется новый условный рефлекс или совершенствуется прежний, то есть под действием третьего компонента качественно изменяется первый компонент ФС и у живого существа формируется новая способность.
Активность третьего, духовного компонента позволяет преобразовывать первый компонент ФС так, что он в большей степени соответствует специфике текущих внешних закономерностей, то есть точнее отражает внешнюю действительность. Здесь третий компонент позволяет организму фиксировать новые знания о внешней среде, если эти знания позволяют удовлетворять жизненные потребности живого существа. Третий компонент потому и назван здесь духовным, потому что он приближает организм к истине, повышает специфическую его адаптацию. Результат его деятельности сохраняется в долговременной памяти.
Преобразование условного рефлекса или формирование нового означает совершенствование способности живого существа достигать физиологически значимый результат в изменившихся условиях среды. Процесс
улучшения способностей — это результат любви. Мы здесь понимаем любовь именно как ту силу, которая направлена на совершенствование способностей живой особи. В данном случае такое совершенствующее воздействие оказывает духовный компонент ФС, то есть именно он и является источником данной любви. Эту любовь, которую порождает духовный компонент ФС, мы будем называть
физиологической любовью.
Рассмотренную сейчас ФС, в которой первый компонент нацелен на физиологически значимый результат (то есть на некоторое благо, обладание которым необходимо для выживания особи), второй компонент оказывает своей активностью помощь ФС, если у нее не получается рефлекторно достичь этого блага, а третий компонент совершенствует первый компонент (рефлекс), повышая его специфическую способность достигать блага, будем называть физиологической ФС,
физиологической функциональной структурой.
Физиологическая ФС (
фФС) может быть связанна с безусловным рефлексом. Такая безусловная фФС содержит первый компонент, который является безусловным рефлексом, то есть который является мыслью, связывающей живое существо с неким благом по той причине, что эта связь была сформирована в результате биологического эволюционного процесса и зафиксирована генетически. Безусловный рефлекс — это благая мысль, доставшаяся живому существу по наследству через полученную генетическую информацию.
Физиологическая ФС (
фФС), связанная с условным рефлексом, представляет собою усовершенствованную физиологическую ФС, связанную с безусловным рефлексом. Условный рефлекс — это тоже
благая мысль, то есть такая, которая связывает живое существо с благом, необходимым ему для выживания. При этом можно считать, что степень благости условно-рефлекторной мысли выше, чем безусловно-рефлекторной мысли, потому что первая является результатом обработки второй при помощи духовного компонента фФС. Духовный компонент делает мысль более благой, так как делает ее способной достигать блага в конкретных условиях успешнее. Духовный компонент позволяет фФС стать точнее связанной с жизненно важным для организма благом.
При всем при этом мы должны помнить, что духовный компонент не потому является источником любви, что он реализует само достижение желаемого блага, а потому, что осуществляет процесс совершенствования способности фФС достигать благо. Живой организм достигает необходимое благо при помощи соответствующей фФС, при этом порой для этого бывает достаточного того, что будет задействован только первый компонент ФС, то есть чтобы сработал рефлекс, и лишь если этого окажется недостаточно, то ФС активирует второй компонент, обратившись таким образом доминантой до тех пор, пока психологическому компоненту хватит сил поддерживать устремленность фФС к заданному благу или пока потребность в благе не будет удовлетворена. То есть связь с благом и достижение его организмом обеспечивают первый и второй компоненты фФС, а не третий. И тем не менее, деятельность именно духовного компонента мы называем физиологической любовью, поскольку именно он совершенствует саму фФС.
Силу сродства, нацеленность, первого компонента с благом можно назвать
филией, а силу, с которой второй компонент устремляет свою фФС к труднодостижимому благу, — это эротическая сила, или просто
эрос. Обычно филию и эрос воспринимают как виды любви. Но это делают потому, что обычно под любовью понимают силу, связующую субъекта любви и ее объект. У нас же получается, что филия и эрос — это
сродство и
влечение, но не любовь.
Виды функциональных структур (ФС)Первый компонент ФС — специфический, а второй — нет, и он проявляет себя как неспецифическая адаптация. Поэтому ФС отличаются друг от друга главным образом своим первым компонентом, а именно тем благом и способом его достижения, к которому стремятся ФС при помощи своего первого и второго компонента.
Благо выступает объектом влечения, хотя обычно рассматривают его как объект любви. На основе классификации объектов влечения даже строят классификации видов любви. Для нас такая классификация любви неприемлема, так как мы понимаем любовь не в качестве влечения, а как развитие способностей.
Мы уже познакомились с физиологической ФС и ее связь с физиологической любовью, но, чтобы в большей степени понимать, что такое любовь, и лучше отличать ее от всевозможных влечений, надо рассмотреть и другие виды ФС, ведь такие существуют.
Функциональная структура полового влечения (пФС)Существует
ФС полового влечения. Половое влечение чаще прочих влечений связывают с понятием любви, но это делается по ошибке. Чтобы это понять, нам надо изучить структуру
половой ФС (
пФС).
Отличия половой ФС от физиологических ФС также определяются особенностями ее первого компонента, но эта особенность принципиально иного плана, чем особенности благ у различных фФС. Отличие пФС от фФС состоит не просто в том, что ее первый компонент является каким-то особым видом блага, а в том, что он не является вообще никаким благом для индивидуального биологического организма. Он не благо, способствующее выживанию особи. Первый компонент пФС нацелен на получение наслаждения от полового соития или его аналога. Можно сказать, что блага от активности пФС достаются следующему поколению особей, потому что пФС обеспечивает зачатие потомства, в то время как сама взрослая особь получает от пФС лишь наслаждение.
На переживание наслаждения и нацеливает пФС ту особь, в организме которой она действует.Наслаждение проистекает из повышенной активностью психологического, то есть второго компонента ФС. Поэтому задача пФС состоит в том, чтобы обеспечить максимальную активность второго компонента ФС и вызвать у особи насыщение наслаждением. То есть
второй компонент оказывается целью пФС, он входит в состав еще и ее первого компонента, выполняет и его роль.
Живая особь испытывает некоторое наслаждение не только от активности пФС, но и других ФС, если они действуют как доминанты, если активен их второй компонент. Но там он не является целью, к которой стремится ФС, а только лишь помогает первому компоненту достичь определенную благую цель. А в пФС целью является наслаждение, порождаемое активностью второго компонента, а иных целей нет. Получается, что второй компонент пФС помогает не первому компоненту, а сам себе. Отсюда в пФС наблюдается усиленная работа этого компонента, ведь здесь он и есть цель.
Усиленная активность психологического компонента сопровождается состоянием
страсти. Быть страстной — способ достижения пФС своей цели — насытиться наслаждением.
Поскольку первый компонент пФС не является благом, она не содействует выживанию особи, а способствует продолжению ее биологического вида, появлению потомства. По этой причине существуют два вида эволюционных отбора —
естественный отбор и
половой отбор. Первый из них происходит по способности особи выживать, а второй — по ее способности участвовать в половом размножении. Для естественного отбора важно качество работы фФС, а для полового отбора важна успешная работа пФС.
Чтобы выяснить отношение пФС с физиологической любовью, рассмотрим, как работает третий, духовный компонент пФС. Мы знаем, что этот компонент в фФС совершенствует первый компонент. В пФС он мог бы делать то же самое — совершенствовать способность особи участвовать в половом процессе. Но в таком случае пФС стала бы менее страстной и, в силу своей реальной бесполезности для особи с точки зрения ее жизнеспособности и выживания, пФС не смогла бы надежно конкурировать с действительно полезными фФС. Привыкание вредит половому влечению, поэтому половому влечению всегда требуется романтическая новизна.
Мы помним еще то, что третий компонент в фФС начинает свою активность тогда, когда фФС уже достигнет желаемого блага и перестанет проявлять себя как доминанта в результате эндогенного торможения, и что в результате активности третьего компонента фФС становится совершеннее и обретает способность в следующий раз достигать желаемого блага быстрее и точнее, с меньшими энергозатратами. То же самое могло бы быть и с третьим компонентом пФС — она могла бы включаться после того, как участие особи в половом процессе один раз состоялось, особь при этом насытилась бы наслаждением и смогла бы далее сделать то же, но с меньшими энергозатратами. Однако делать нечто с меньшими энергозатратами означает получать от процесса и меньше наслаждения, а ведь смысл пФС для особи именно в том и состоит, чтобы получать максимум удовольствия такого рода, а иного блага особь при этом не получает.
Так что нет особой пользы у пФС от активности ее третьего компонента. Особенно легко в этом убедиться на примере тех видов животных, особи которых принимают участие в половом размножении лишь единожды, а после заканчивают свое существование.
Духовный компонент пФС рискует не усовершенствовать ее работу, а сделать ее менее успешной. И поскольку не может ее действительно улучшить, сделать более совершенной, то его активность нельзя называть любовью ни физиологической, ни половой, если под любовью понимать не связующую или влекущую к наслаждению силу, а силу, совершенствующую способности живого существа.
Совершенствование полового влечения, успешности пФС, осуществляется не за путем приобщения особи к благу, а за счет повышения ее
красоты. Критерием для полового эволюционного отбора является не способность доставлять благо, а способность вызывать у партнера ощущение красоты. То есть в половом отборе значение имеет не степень специфической адаптации организма к внешним условиям, создаваемая усилиями духовных компонент каких-либо ФС, а его внешняя красота.
Половой отбор действует в том направлении, чтобы особь была объективно привлекательной для полового партнера хотя бы в период размножения, то есть красивой, и эта красота активировала бы у того ответное половое влечение, возбуждала половую ФС. И тогда пФС вызывает у особи такое состояние, при котором даже объективно не очень красивый партнер показался субъективно прекрасным. Подобно этому, не очень вкусная еда может быть для голодного человека очень желанна и употреблена большим аппетитом. Но есть и отличие — в еде есть физиологический смысл — даже если она не вкусная, но все-таки необходима для поддержания жизни особи, а вот участие особи в борьбе за привлекательность и доступ к половому партнеру не только не полезна, но и весьма опасно.
Помимо того, что пФС недостает физиологической любви, она оказывается еще и влечением к красоте. Красотой люди наслаждаются — а этого-то и добивается эта ФС.
Итак, фФС обеспечивают
влечение особи
к благу, а пФС — ее
влечение к красоте. Но ни то, ни другое не является любовью, а лишь влечением. Физиологическая любовь имеет место лишь тогда, когда активность начинает проявлять третий компонент фФС, то есть после того, как влечение к благу достигнет своей цели и ее удовлетворенная доминанта успокоится. В пФС даже третий компонент не может связать ее с любовью.
Смертные живые существа могут «сохраняться» не сами по себе, а при помощи смены поколений, поэтому для живых созданий, размножающихся половым путем, половой отбор будет иметь значение несмотря на то, что он не способствует выживаемости особей с любой иной целью, кроме как с целью размножения.
Функциональная структура ориентировочной реакции (ФС_ор)Помимо безусловных и условных рефлексов существует еще такая реакция, которая, по мнению некоторых исследователей, занимает как бы промежуточное положение между ними, так как обладает признаками и одного и другого — это
ориентировочная реакция (
ОР), или реакция организма животного на новизну. И отвечающая за ОР функциональная структура (обозначим ее как
ФС_ор) имеет компонентный состав не такой, какой имеют фФС. Состав фФС можно называть
классическим, состоящим из физиологического, психологического и духовного компонент, а у ФС_ор это не так.
ФС_ор реагирует на то обстоятельство, что раздражитель новый или неожиданный. Ее задача — познакомить организм с этим раздражителем, выработать о нем соответствующую ему новую мысль, чтобы в дальнейшем правильно реагирования на него. То есть назначение ФС_ор состоит в том, чтобы запустить работу классического третьего компонента и получить от него тот результат, к которому всегда духовный компонент приводит — к созданию более совершенного первого компонента в виде адекватной раздражителю мысли. Только при активизации ФС_ор такая задача духовного компонента становится еще более выраженной — не усовершенствовать, а создать этот компонент с нуля, если произошла встреча особи с чем-то действительно новым.
Можно было бы подумать, что ФС_ор ведет так себя потому, что у нее нет этого первого компонента, поэтому здесь он формируется заново. Но тогда будет непонятно как такая ФС вообще может работать и решать задачу, которой у нее нет, ведь задача, цель, определяется первым компонентом. Поэтому будет более убедительным сказать, что в роли первого компонента здесь, в ФС_ор, выступает третий компонент, ведь ее задача в том, чтобы максимально усилить активность третьего компонента и получить от него результат.
Изложенную сейчас ситуацию можно соотнести с ситуацией, которую мы видели, когда рассматривали ФС полового влечения. В пФС первый компонент тоже принципиально необычный, так как он не является каким-либо благом, как это имеет место во всех фФС. Роль первого компонента в пФС играет второй, психологический компонент, ведь задача пФС — добиться максимальной активности именно от этого компонента. И вот теперь мы перешли к рассмотрению еще одной ФС, у которой первый компонент тоже нацелен не на получение определенного жизнеобеспечивающего блага, а на то, чтобы достичь максимальной активности и результативности своего компонента, но не второго, а третьего, духовного компонента, — именно так обстоят дела с ФС ориентировочной реакции.
Изложим эту особенность ФС_ор еще раз. ОР запускается тогда, когда организм животного еще не распознал, каким из рефлексов следует ответить на неожиданно появившийся раздражитель, и потому ему требуется выяснить,
что это за раздражитель и с чем он связан. Когда станет это известно, тогда организм станет запускать не ОР, а соответствующую ФС. То есть, ОР срабатывает тогда, когда подходящий первый классической компонент для фФС еще отсутствует. У ОР нет первого компонента, нацеленного на благо, а есть только второе и третий, психологический и духовный. Но мы склонились к решению, что первый компонент все-таки есть, но он необычен и потому кажется, что он отсутствует. Первый компонент ФС_ор не представляет собою определенную мысль о благе, поэтому ФС_ор всегда проявляется не как рефлекс, а как доминанта, и на фоне этой доминанты начинает формироваться мысленный образ раздражителя, то есть действует духовный компонент. И это очень необычно, так как классический духовный компонент, выступая только как третий, активизируется после того, как доминанта успешно завершится. Действовать на фоне второго компонента — это характерно для первого компонента тогда, когда второй компонент ему помогает. Получается, что здесь третий компонент — он же и третий. И наоборот, для первого компонента в ФС_ор характерна духовность, как и для третьего компонента, то есть он позволяет познавать внешний мир. Успокоится доминанта ФС_ор, эндогенно затормозится, только тогда, когда мысль, моделирующая этот раздражитель, будет сформирован. А раз так, то целью ФС_ор является именно эта адекватна мысль, даже если она не приведет ни к благу, ни к красоте. Это могут быть самые разные мысли, заранее не предсказуемые; общее в них только их адекватность раздражителю.
Итак,
ФС_ор направлена не на достижение какого-то определенного блага, а на то, чтобы запустить активность третьего компонента и получить от него результат — классический первый компонент, направляющий животное на благо, если действительно окажется, что этот раздражитель связан с каким-либо благом. Если же и после того, когда раздражитель потеряет для животного свою новизну и станет знакомым ему, выяснится, что он не связан ни с каким известным животному благом или сигналом о благе, то есть, если раздражитель окажется
индифферентным, то животное перестает реагировать на него ни при помощи прежних своих ФС, ни при помощи ФС_ор. Такой раздражитель не вызывает никакой реакции животного, поскольку у животного не оказалось никакой ФС, которая могла бы на него отреагировать.
Как связана ФС_ор с любовью?Если можно сказать, что пФС по сравнению с фФС лишена физиологической любви, то ФС_ор ею, напротив, насыщена в большей степени, чем классические фФС, нацеленные на благо. Можно озвучить следующий принцип:
большая роль духовного компонента в ФС — больше в ней и физиологической любви. И в ФС_ор духовный компонент действует более мощно, ведь благодаря ФС_ор создается первый компонент, соответствующий раздражителю, с нуля, то есть новая мысль, а не просто совершенствуется прежняя рефлекторная мысль, так или иначе привязанная к безусловному рефлексу. Порождение мысли здесь не замкнуто на какой-то другой рефлекс, а обусловлено фиксацией некоторой истины в виде нервной модели о раздражителе. Можно сказать, что любовь в ФС_ор начинает перерастать физиологическую любовь, но поскольку животным истина об индифферентных раздражителях сама по себе не интересна, то и перерастание любви во что-то новое, кроме физиологической, не может состояться. Адекватные мысли, порождаемые ФС_ор, используются животными только в той мере, в какой они оказываются связанными с их рефлексами, поэтому духовные возможности даже этой ФС у них подчинены их влечениям к благу.
Некоторый итогРассматривая пФС и ФС_ор, мы увидели, что кроме ФС с классическим набором компонент существуют ФС, у которых первый компонент использует не мысль, направленную на благо, а то, что представляет собой какой-то другой компонент ФС. В этих случаях приходится говорить о принципиально иных, «неклассических» ФС. Во всех фФС (то есть в «классических») кроме самог
о первого, физиологического, компонента отдельно существуют два других — психологический и духовный, и все вместе они так или иначе подчинены задаче наиболее эффективного достижения необходимого живому организму блага. Но в «неклассической» пФС второй компонент выполняет еще и роль первого компонента, а в «неклассической» ФС_ор духовный компонент служит не только третьим, но еще и первым компонентом. И получается, что в пФС желанным «благом» («неклассическим», не физиологическим) является то, что порождается самим психологическим компонентом — наслаждение. А в ФС_ор желанным «благом» становится то, что порождается третьим компонентом — новая объективная мысль, нейронная модель прежде неизвестного раздражителя. В результате они перестают быть
влечением к благу, а одна из них становится
влечением к красоте, а вторая —
влечением к знакомству, любопытством.Рассудочные функциональные структуры (рФС)Существуют ли еще «особые» ФС, кроме указанных? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, какими еще могут быть первые компоненты ФС.
Поскольку первыми компонентами ФС служат мысли, надо посмотреть, какими они могут быть, что является их источником. В фФС используются только мысли-рефлексы, которые могут быть безусловными или условными. Но
мысли могут быть еще и
рассудочным. Последние представляют собою какую-либо комбинацию из других мыслей, в частности — из мыслей-рефлексов. Мысли легко могут комбинироваться, сцепляясь в какие-то комплексы — в этом их отличие от чувств, которые не способны так же легко комбинировать между собой. Почему? Потому что чувства порождаются тогда, когда доминирует какая-либо ФС. Известно, что пока доминирует одна ФС, другие ФС тормозятся экзогенным образом, а значит, они не могут доминировать и в это время не могут приводить к появлению своих чувств. Поэтому у доминирующего чувства нет возможности сформировать единый комплекс с другими чувствами — других чувств в это время просто нет. Что касается мыслей, то для своей активности они не требуют состояния доминанты, поэтому в ЦНС может находиться одновременно несколько активных мыслей, составляя собою определенный комплекс.
Комплекс мыслей представляет собой единую рассудочную мысль, которая может выступить как первый компонент какой-либо новой функциональной структуры.
Множество рассудочных мыслей составляют
рассудок. Особенно насыщен такими мыслями рассудок у человека. У него рассудок представляет собой набор функциональных структур, которые мы будем называть
рассудочными ФС и обозначать как
рФС.
рФС следует отличать от фФС, а рассудочные мысли от мыслей-рефлексов по той причине, что в процессе образования рассудочных мыслей из мыслей-рефлексов не используется никакая духовная сила, не задействуется духовный компонент.
Активность третьего, духовного компонента позволяет преобразовывать первый компонент ФС так, что он начинает в большей мере соответствовать специфике текущих внешних закономерностей, то есть лучше отражать внешнюю действительность — создается более точный условный рефлекс. Но поскольку рассудочные мысли образуются как комбинация различных мыслей без участия духовного компонента, то их способность отражать внешнюю действительность оказывается не выше, а ниже, чем мыслей-рефлексов.
Мы можем сказать, что у рассудочных мыслей есть две стороны — хорошая и плохая.
Хорошая состоит в том, что они образуются вне зависимости от потребностей выживания, зафиксированных генетически и реализованных в безусловных рефлексах. В этом плане они позволяют человеку вести себя более свободно, чем мысли условных рефлексов, ведь последние создаются на основании безусловных рефлексов, то есть так или иначе условные рефлексы ограничены удовлетворением определенных потребностей организма животного.
Плохая сторона рассудочных мыслей в том, что они уводят человека далеко от реальности и это порождает различные опасные ситуации. Рассудочные мысли могут быть весьма далеки от действительности, совершенно фантастическими. По этой причине рФС, использующие их как свой первый компонент, могут превращаться в длительно действующие доминанты, которые благодаря своей инерционности будут экзогенно тормозить адекватную активность прочих ФС, в том числе и фФС, способных обеспечиваться живой организм благами, необходимыми для адаптированного к текущей среде поведения.
И даже те мысли рассудка, которые не таят в себе серьезных опасностей, вредят человеку. Они, как правило, не позволяют обретать новые блага, и поэтому их активность перенаправляется на осуществление влечения к красоте. Человек использует их для того, чтобы развлекаться. За такими развлечениями жизнь пролетает, оставляя после себя ощущение пустоты, нерешенности насущных проблем. Влечение к красоте, не переходящее во влечение к благу, не доходит до активизации третьего компонента рассудочных ФС и не развивает человеческих способностей обретать блага. В итоге человек начинает ощущать свою оторванность от реального мира, свое одиночество в нем, которое можно обозначить как
экзистенциальное одиночество.
Экзистенциальное одиночество опасно тем, что у человека возникает склонность к
Влюбленности, суть которой состоит во влечении к образу возлюбленного человека, а не к самому реальному человеку. Такая Влюбленность не является действительной любовью. Ее можно назвать еще
любовью-иллюзией. Именно из-за особенностей Влюбленности некоторые люди склонны считать любовь определенной болезнью, не позволяющей человеку видеть реальность такой, какая она есть.
Внутренний мир экзистенциально одинокого человека оказывается насыщенным рассудочными ФС неблагородного происхождения. В отличие от нейронных моделей реальных раздражителей, создаваемых в результате работы ФС_ор, рассудочные мысли создают фантастические модели воображаемых явлений или объектов. Отключить рассудочные мысли и не реагировать на них так же легко, как отключаются мысли об индифферентных раздражителях, созданные ФС_ор, не получается, так как они есть комплексы мыслей-рефлексов, то есть не являются индифферентными, а служат сигналами для запуска рФС. И многие из нас знают, как бывает нелегко, и даже невозможно избавиться от Влюбленности, несмотря на мучительные страдания.
Упомянутую Влюбленность следует отличать от яркого, но кратковременного увлечения человеком при встрече его с чем-то новым. Такое увлечение также нередко называют
влюбленностью, но обусловлена она тем, что влечение к чему-то новому может быть усиленно ориентировочной реакцией, и от этого быть более инерционным, эмоционально ярким. После исчезновения эффекта новизны это ощущение влюбленности легко проходит.
Как решить проблему, создаваемую нам нашим рассудком? Сделать это нам позволяет наш
разум. Он помогает нам также избавиться от Влюбленности, так как гармонизирует наше взаимоотношение с внешним миром и избавляет от ощущения экзистенциального одиночества.
Как это ему удается? Перед тем, как ответить на этот вопрос, рассмотрим тему о «благородстве» ФС.