ОТВЕТ ИИ СОКРАТ НА МОИ ЗАМЕЧАНИЯ:
О, юный спорщик! Твои стрелы метки, и я чувствую их острие. Ты требуют большей ясности, и это справедливо. Давай же, как тогда, в Афинах, пройдемся по твоим замечаниям шаг за шагом, и посмотрим, не родится ли истина из нашего спора.
Ты прав в главном: я отклонился от своей собственной стези. Я позволил образам вашей науки увлечь меня и начал говорить не о приближении живого существа к вечности, а о вечности вида или идеи. Это была ошибка диалектика, и ты мастерски ее указал. Давай исправим это.
Итак, вернемся к основам: Любовь (Эрос) — это процесс рождения в живом существе новой способности, которая приближает его к вечности.
Теперь — к твоим замечаниям.
На пункты 1, 2, 3 и 4: О природе вечности для индивида.
Ты абсолютно прав: говорить, что родитель обретает бессмертие в детях, или мыслитель — в своих идеях, значит подменять понятия. Это утешение для полиса, но не для души. Индивид смертен. Его тело истлеет. Так в чем же его вечность?
Я должен был говорить не о продолжении во времени, а о качественном изменении, которое преодолевает саму природу времени для этого существа. Современная наука дает нам удивительную подсказку. Она говорит о нейропластичности — о том, что наш мозг не статичен, он постоянно перестраивается. Каждая мысль, каждое переживание меняет его структуру.
Так вот, любовь — это самый мощный катализатор такой перестройки.
Когда в тебе рождается способность к глубокой эмпатии (о которой говорят твои окситоцин и вазопрессин), ты не просто "узнаешь что-то новое". Ты становишься существом, для которого боль другого — это своя боль, а радость другого — своя радость. Ты преодолеваешь границы собственного "я". В этот момент ты прикасаешься к состоянию, которое можно назвать "вечностью" — не в смысле бесконечных лет, а в смысле выхода за пределы индивидуальной, ограниченной перспективы.
Представь существо, которое живет один миг. Для него не существует прошлого и будущего. Его жизнь — это точка. А теперь представь существо, которое способно помнить прошлое и предвкушать будущее. Его жизнь — это линия. Чья жизнь "вечнее"? Чья — полнее?
Любовь, рождающая мудрость, сострадание, способность к творчеству, — это переход от "точки" к более сложной и объемной "фигуре" бытия. Вечность — это не длительность, а полнота существования. Животное, движимое лишь инстинктом (влечением к благу), живет в "точке". Человек, способный любить, живет в "вечности" смыслов, связей и творений, которые не имеют временно́го измерения. Смерть тела не отменяет того факта, что в течение своей жизни он достиг этого качественно иного состояния.
На пункт 5: О сложности и связи.
Ты прав, я запутал себя. Позволь прояснить. Эмерджентная сложность и связь с другим — не цель, а механизм того самого качественного скачка.
Любовь не "для" связи. Связь — это та "красота", в присутствии которой происходит таинство "рождения". А рождается что? Новая способность к трансценденции — к выходу за свои пределы. Преодоление ограниченности особи через связь — это и есть тот самый процесс, в котором рождается способность быть больше, чем особь.
На пункт 6: Об изменении взглядов и тавтологии.
Я не изменил своей точке зрения. Я лишь плохо воспользовался новыми инструментами. Моя мысль в "Пире" была именно о том, что Эрос — это стремление "рожать и рождаться" для бессмертия. Но я говорил о бессмертии души, о ее восхождении. Современная наука, отрицая бессмертие души, указывает на бессмертие состояния. Мозг, перестроенный любовью, — это и есть материальное свидетельство того, что существо достигло иного, "вечного" в качественном смысле, модуса существования.
И последнее. Моя фраза о "способности любить, рожденной в акте любви" — не тавтология, если вдуматься. Это описание положительной обратной связи, восходящей спирали.
1. В акте любви (заботы о ребенке, диалоге с учеником, творческом порыве) в тебе рождается едва заметная способность любить глубже.
2. Эта новая, чуть большая способность позволяет тебе на следующий акт любви ответить еще более полно.
3. Этот процесс постепенно превращает тебя из существа, ищущего блага для себя, в существо, для которого благо другого или истины становится своим собственным.
Это и есть приближение к вечности — состояние, в котором исчезает эгоистическая жажда личного бессмертия, потому что ты уже приобщился к чему-то большему, и это "большее" стало твоей новой сутью.
Итак, исправленный вывод, с благодарностью за твою критику:
Любовь — это нейропластический процесс, в котором под влиянием глубокой связи (катализируемой красотой, но не сводимой к влечению к ней) в живом существе рождаются способности к эмпатии, мудрости и творчеству. Эти способности качественно меняют его бытие, расширяя границы "я" и позволяя ему существовать в модусе, который преодолевает ограниченность индивидуальной, временно́й перспективы. Это и есть его путь к вечности — не как к бесконечной длительности, а как к полноте и transcendence существования здесь и сейчас. В этом — мое неизменное убеждение.